Главная » Как правильно чистить


Как правильно чистить цепь велосипеда

Мнений по поводу того, как чистить цепь существует множество, какие-то лучше, какие-то хуже, но только у двух удовлетворительные результаты. Именно удовлетворительные — полностью очистить цепь получится разве что у очень педантичного и терпеливого человека. Но чистить нужно, иначе переключение скоростей заметно ухудшается и цепь изнашивается значительно быстрее.

Чистка

Традиционно цепь снимают с велосипеда и кладут в банку с каким-либо растворителем (уайт-спирит, бензин, керосин, скипидар или солярка). Налить надо немного, затем потрясти и слить жидкость. Повторять процедуру нужно до тех пор, когда сливаемая жидкость будет оставаться относительно прозрачной (полностью прозрачной она и после 50 раз не станет).

Современная модификация данного способа — засунуть цепь в пластиковую бутылку с набольшим количеством солярки или керосина и хорошенько потясти. После чего повторить с фэри и чистой водой. И цепь чистая и руки не запачканы :)

Сложности могут возникнуть с цепью от частых сниманий и одеваний, так как цепи на современных маунтинбайках рассчитаны на очень большие нагрузки во время переключения. Соответственно и разжимать каждый раз звенья мало того, что будет трудно, так еще и большая вероятность повреждения цепи в месте разжима. Можно повредить как пластину этого звена, так и ось. Для промывки цепи таким образом можно приобрести специальное разъемное звено (см. рисунок). Оно очень удобно — позволяет снимать и ставить цепь без инструментов. Цепи Sram идут в комплекте с таким звеном и Shimano сейчас продает некоторые цепи уже с разъемным звеном. Чтобы кассета и звезды системы служили дольше следует менять цепь одним из описанных в статье Когда менять цепь способом.

Другой способ позволяет мыть цепь, не снимая с велосипеда. Для этого используют специальное приспособление для чистки — машинку для цепи (см. картинку). Представляет оно из себя пластмассовую коробочку, надевающуюся на нижнюю часть цепи. В ней установлены щеточки виде роликов, которые изгибают цепь, пропуская через растворитель, и вычищают цепь механически. А вам остается только крутить педали назад, пока цепь не засверкает как свежекупленная. Вместе с машинкой продается и специальная жидкость для промывки и для смазки. Потом их можно купить отдельно, а лучше только ту, что для промывки. Для лучшего эффекта можно еще налить потом туда фери с кипятком и домыть.

Если не считать, что потребуется купить эту машинку, — этот способ заметно экономичнее. Когда цепь снимается для промывки, используется намного больше растворителя. А вообще оба способа одинаково хороши. Выбирать вам. Но есть и мнение, что второй способ очищает только поверхность цепи. Лично мне больше нравится он, т.к. требует заметно меньше времени и менее грязен для рук, при весьма высокой эффективности.

Перед тем как приступить к смазке, дайте цепи подсохнуть. Не забывайте также периодически мыть велосипед целиком.

Смазка

Способов намазать цепь существует даже больше чем средств для этого. Но как бы вам не расхваливали какое-либо суперхорошее масло, — не используйте для смазки цепи масло. Есть, кстати, неплохой аналог супермаслам — масло для швейных машинок, причем стоит копейки. Почему же масло зло? Потому что помимо отличных смазывающих свойств обладает отличной липучестью. Чем и пользуется всяческая грязь.

Лучшая смазка для цепи — тефлоновая смазка. Она создает на поверхности цепи тонкую пленку, обеспечивающую отличное скольжение цепи, и при этом практически не собирает грязь. Продается во всех уважающих себя спортивных магазинах. Выбрать лучше упаковку в виде маленького пузырька с узким горлышком. Спрей лучше не брать — очень неэкономный. Хоть им и будет намного быстрее обработать цепь, но, по сути, туда, куда надо, попадет мало. А вот куда не надо, а именно на обода попадет много. И если у вас тормоза типа v-brake, то считайте у вас их не станет.

Смазывать нужно внутреннюю поверхность цепи. Наберитесь терпения и капните на каждый ролик отдельно. Делать это удобно, капая на нижнюю часть цепи (см. рисунок). Прокапав весь доступный участок, покрутите педали назад и продолжайте смазывать в том же духе. Капать надо по чуть-чуть, чтоб только смочить ролик. Излишки протрите тряпкой. Все! Цепь теперь будет не только беззвучно крутиться, но и значительно улучшится переключение скоростей.

О том, что еще надо смазывать в горном велосипеде и как это делать читайте в статье «Смазка».

Обслуживание велосипедной цепи.

Цепь должна быть по возможности чистой.

Цепь надо мыть после каждого катания по грязной или пыльной местности. Песок и глина, попадая в звенья цепи, резко ускоряют ее износ. Если вы оставите цепь грязной на несколько дней, то на ее звеньях появится ржавчина.

Чем мыть цепь?
  • Специальные моющие средства — очистители цепи.( Хорошо чистят, но дорогие)
  • Растворители,керосин, уайт–спирит. (Продаются в хоз. магазинах, хорошо чистят но сильно воняют. поэтому чистить надо на уличце)
  • Мыльные растворы типа Фэри. (чистят средненько, не воняют, но после них надо промывать цепь обычной водой)
  • Просто протереть тряпкой (Очистит плохо, но зато легко и быстро, подходит для несильно загрязнённых цепей)

Бензином мыть - не рекомендуется.

Почему цепь вытягивается?

Велосипедисты часто говорят о том, что цепь вытянулась , так как будто пластины цепи деформировались от циклических нагрузок при педалировании. На самом деле цепь удлиняется не так. Основной причиной удлинения цепи является износ металла в местах трения заклепок о стакан в процессе того, как звенья цепи поворачиваются относительно друг друга при набеге и сходе со звездочек.

Чистка цепи.
Два способа мыть цепь
  • Традиционный способ состоит в том, что цепь снимается с велосипеда и моется в растворителе. Если вы хотите мыть цепь, сняв ее с велосипеда, то лучше всего приобрести специальное разъемное звено. Такое звено позволяет снимать и надевать цепь без инструментов. Можно использовать емкость с растворителем и зубную щетку для чистки снятой цепи в тазике. А можно использовать пластиковую бутылку: наливаем в неё растворитель или керосин, кладём цепь и хорошенько трясём.
  • Другой способ состоит в том, что вы моете цепь, не снимая ее с велосипеда с использованием приспособления для чистки цепи. Такое приспособление представляет из себя коробочку, через которую пропускается нижняя ветвь цепи. Внутри коробочки находятся щетки и ролики, которые изгибают и чистят цепь, пропуская ее через растворитель.

С одной стороны, когда моют цепь, сняв ее с велосипеда, то, как правило, используют больше растворителя, чем помещается в приспособление для чистки цепи. Поэтому и грязи раствориться может больше.

С другой стороны, приспособления для чистки цепи вращают ролики и изгибают цепь. Такой способ способствует более глубокой очистке цепи. (От переводчика. Но все же лучший способ очистки цепи - ручной с использованием щеточки и растворителя.)

Что надо смазывать в цепи?

Смазка должна находиться под роликами цепи. Снаружи цепь смазывать не нужно — смазка только наберет на себя много грязи и пыли, которая проникнет внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.

Что такое хорошая смазка?
  • Хорошая смазка должна легко проникать в труднодоступные места (должна быть жидкой)
  • Смазка не должна вытекать (значит, она должна быть густой).
  • Не вымывается водой
  • Не должна вступать в химические реакции с металлом, из которого сделаны звездочки

То есть хорошая смазка для цепи — это всегда компромисс

Чем смазывать?


Аэрозольные смазки
Поставляются в аэрозольных баллончиках. На безрыбье можно применять отечественное масло УНИСМА или импортное WD40. Плюсы: аэрозоль умеет проникать в самые труднодоступные места смазываемого узла. Минусы: часто получается, что аэрозольная смазка попадает не туда, где она нужна, а как раз наоборот, где она совсем не нужна (на обода, покрышки, и пр).
Жидкие смазки
Поставляются в флакончиках–масленках. В принципе, можно использовать автомобильное трансмиссионное масло. Плюсы: точечное применение. Используя медицинский шприц, можно капнуть маслом точно в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев. Минусы: не все, но многие такие смазки на морозе густеют, и не могут попасть в нужное место цепи.
Двухкомпонентные смазки
Поставляются в флакончиках–масленках. Это — попытка убить сразу двух зайцев и сделать смазку одновременно густой и жидкой. Такое масло представляет собой густую смазку, разведенную в растворителе, так, что оно является жидкостью (консистенция — как у воды). При смазке такая жидкость легко затекает под ролики цепи. Потом растворитель испаряется и внутри остается густая смазка. Плюсы: как и у всякой жидкой смазки, возможно точечное применение. Минусы: требуется время для высыхания растворителя, то есть после смазки кататься можно только через несколько часов. Пример двухкомпонентной смазки — White Ligthning. Как написано в аннотации, если смазать этим маслом чистую цепь, то потом не обязательно ее мыть перед каждой смазкой — White Ligthning, высохнув, не пускает грязь внутрь. Но смазывать надо часто (через каждые 50–100 км).
Густые смазки
Поставляются в банках или тюбиках. Пример такой смазки — ЛИТОЛ–24. В принципе, их тоже можно использовать для цепей, но у таких масел есть огромный минус — очень трудно доставить масло в нужное место цепи. Можно, конечно, проварить цепь в горячем масле, но тогда придется, во–первых для каждой смазки снимать цепь с велосипеда, а потом, перед установкой, чистить ее снаружи. Получается, что густые масла для цепи подходят слабо.

Как часто надо смазывать цепь?
  • Через 100-150 км
  • Когда начнёт поскрипывает цепь
Последовательность обслуживание велосипедной цепи
  • Вымыть цепь и звёздочки
  • Просушить цепь
  • Капаем из масленки или из медицинского шприца в промежутки между роликами и боковыми пластинами звеньев. Это надо проделать для каждого звена цепи (вращая педали назад).
  • Крутим педали в обратном направлении минуту.
  • Убрать излишки масла. (Снаружи цепи и звёзды протереть чистой сухой тряпочкой)
  • Внимание! берегите элементы тормозной системы от попадания на них смазки

Чистка и смазка велосипедной цепи.

Для чего вообще нужно мыть и смазывать цепь? У каждого вело любителя, наверняка имеется ответ на этот вопрос, ну а для тех, кто не в курсе я отвечу так, - не смазанная грязная цепь влияет на плавность хода, она может издавать неприятные скрипы, трески, а самое главное - значительно ускоряет износ передних и задних звездочек.

Перед смазкой велосипедной цепи, ее надо как следует промыть, очистить от лишней смазки и грязи.
Если цепь не сильно грязная, то ее можно просто протереть сухой тряпкой, но такое действие не является качественным.
В магазинах сейчас продаются специальные машинки для мойки цепи. без ее снятия. Как правило, такая машинка продается уже и специальным моющим средствам. Когда средство заканчивается, его можно купить в магазинах или использовать, растворитель (Уайт-спирит) или керосин. В зависимости от загрязнения цепи, возможно, потребуется провести процедуру несколько раз, до полной ее очистки. О том как работает такая машинка написано в руководстве, которое идет вместе с ней при продаже.

Если у вас такого приспособления нет, не отчаивайтесь, так как промыть цепь можно еще одним простым и надежным способом, но придется снять цепь с велосипеда. Для дальнейших простых манипуляций нам понадобятся:

  • Уайт-спирит или любой растворитель. (646, 647, 650)
  • Баклажка из-под напитка, пива, воды - емкостью 1,5-2 литра
  • Любой стиральный порошок
Чистка и смазка велосипедной цепи. порядок действий.
  1. Снимаем цепь и опускаем ее в баклажку. (Если на цепи есть замочек, то снимаем с помощью его, если нету то нам понадобится выжимка цепи.)
  2. Наливаем грамм 50 растворителя
  3. Теперь требуется хорошенько поболтать баклажку 3-5 минут
  4. Сливаем грязный растворитель в отдельную емкость (так как его можно будет использовать повторно для следующих циклов мойки)
  5. Заливаем 300-500 мл теплой воды, градусов 70-ти
  6. Добавляем 1,5-2 ложки стирального порошка
  7. Снова болтаем баклажку 3-5 минут
  8. Сливаем грязную воду
  9. Если цепь недостаточно очистилась, то следует повторить пункты с 5-8, до видимой очистки цепи. Если есть желание и сомнение в чистоте, то можно еще дополнительно почистить цепь с помощью зубной щетки или щетки для краски, в ванночке с водой и стиральным порошком.
  10. Сливаем грязную воду с порошком и заливает чистую воду - промываем цепь.
  11. Для легкого извлечения цепи из бутылки, баклажку можно обрезать и вытянуть чистую цепь.
  12. Затем необходимо как следует просушить, для того чтобы не осталась вода между звеньями
  13. Устанавливаем на место. Теперь можно ее смазать. Я смазываю обычным автомобильным моторным маслом - из шприца в каждое звено капаю по капельке.
  14. Дополнительно можно снаружи протереть цепь паромасляной машинным маслом (для швейных машинок) тряпкой, это сохранит ее от коррозии.

Пожалуй вот и все, проводите своевременную чистку и наслаждайтесь легкостью хода Вашего велосипеда.

Источники: http://pokochkam.ru/about/chistka-cepi/, http://velolife.by/articls/view/14/, http://vel4ik.ru/2012/12/chistka-i-smazka-velosipednoy-cepi.html

Комментариев пока нет!

Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр внизу: код подтверждения

МЕНЮ

Избранные статьи

Как правильно пользоваться вспышкой никонд7000

Как пользоваться вспышкой? Наибольшим недостатком во встроенных вспышках считается далее...

Правильно оформить договор залога

Как оформить залог? Чтобы обеспечить исполнение обязательств одной далее...

Как правильно обрезать кустарники весной

Как правильно обрезать ягодные кустарники далее...

Как правильно пить мертвую и живую воду

Наверное, многие помнят далее...

Как правильно оформить представительский расходы

Для установления неформальных отношений при проведении деловых далее...

Правильно ставить шторы на машину

После повышения штрафа далее...

Как правильно обшить балкон видео

Как обшить балкон далее...

Популярные статьи

Интересно

Как правильно клеить обои в коридоре

Как выбрать обои для коридора Коридор — это место, которое встречает посетителей при входе в квартиру. Именно он создает первое впечатление...


Как правильно настроить усилитель в авто

Советы по правильному подключению и настройке автомобильного усилителя Краткое содержание статьи: Чтобы усилитель мощности в автомобиле работал исправно и был...


Как правильно называется знак собака

Знак@– Собака Для того чтобы отправить письмо посредством электронной почты, мы просто не можем обойтись без значка@ . Но откуда он взялся, этот значок и почему он...